Юридическая фирма "Пестерев и партнеры"

Ремонт по ОСАГО

С какого числа обязателен, как происходит, и кто отвечает за качество?

Рассмотрим 3 популярных вопроса о ремонте по ОСАГО. Первый, с какого числа вступают в силу поправки в закон, предусматривающие безальтернативный ремонт. Второй, каким образом будет производится этот ремонт. И третий, кто будет отвечать за его качество.

Ремонт по ОСАГО

Безальтернативный ремонт распространяется на полисы ОСАГО, выданные с 28 апреля 2017 г.

При этом, имеет значение именно дата выдачи полиса ОСАГО, а не период его действия. Так если полис был выдан 27 апреля 2017 г., а период страхования установлен с 29 апреля 2017 г., потерпевший имеет право требовать денежную компенсацию. Причем, имеет значение дата выдачи полиса виновного в ДТП лица, дата выдачи полиса потерпевшего значения не имеет. Это положение нашло отражение в последнем обзоре верховного суда.

Так, если ваш полис выдан 27 апреля 2017 г., а полис виновного в ДТП лица – 29-го, претендовать на денежную выплату вы уже не можете. Только ремонт на СТОА. Правового значения дата ДТП не имеет, определение возможности получения денежной выплаты по ОСАГО происходит исключительно по дате выдачи полиса ОСАГО виновному в ДТП лицу.

Каким же образом будет происходить ремонт по направлению страховой компании?

Заявление по ОСАГО подается так же, как и раньше. Эксперт страховой компании должен осмотреть автомобиль в течение 5 рабочих дней с даты заявления. Направление на ремонт выдается в течение 20 календарных дней. Максимальный срок ремонта не может превышать 30 рабочих дней с даты передачи автомобиля на станцию.

Право выбора станции для ремонта принадлежит потерпевшему, но выбор ограничен теми станциями, с которыми у страховой компании есть договорные отношения. Теоретически, вас могут направить в единственный гараж, с которым страховщик имеет договорные отношения.

Ремонт гарантийных автомобилей со сроком эксплуатации менее 2 лет осуществляется исключительно на дилере. Если страховщик не имеет договорных отношений с вашим дилером, производится выплата денежных средств по единой методике. Этих денег не хватит, чтобы отремонтировать автомобиль не только на дилере, но и в обычном сервисе. Страховщик вообще может не иметь договоров с дилерами и минимизировать свои расходы выплатами по единой методике.

При этом, закон об ОСАГО четко устанавливает, что страховщик оплачивает работу станции, без разницы: дилерской либо недилерской, по единой методике. Но станут ли дилеры ремонтировать автомобили за такие деньги и насколько качественным будет при этом ремонт, никто не знает.

Будьте готовы потратиться.

В направлении на ремонт будет указываться сумма доплаты за запасные части, которую вы внесете из своего кармана. Закон об ОСАГО предписывает менять поврежденные запасные части на новые, но при этом выплата производится сервису с учетом износа. Если в ДТП попал старенький автомобиль (более 5 лет) будьте готовы заплатить 50% стоимости запасных частей из своего кармана.

Сразу возникает вопрос, если я произвожу доплату за ремонт из своего кармана, могу ли я эти деньги взыскать с виновника ДТП? Пока судебная практика складывается не в пользу потерпевших. Это сделать нельзя. Хотя 10 марта 2017 г. подобное взыскание узаконил Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции его указание соблюдать не торопятся. Пока никаких указаний на этот счет от Верховного суда не поступало.

Самое страшное, что в России нет ГОСТов по ремонтным работам в отношении транспортных средств. Вам могут окрасить автомобиль не в тон, просчитаться с зазорами между запасными частями и нельзя будет доказать не соответствие качества ремонта установленным нормам. Этих норм попросту нет. Предполагаю, что страховые компании смогут продавить судебную практику, исключающую возможность удовлетворения исков о некачественном ремонте по ОСАГО, но время покажет.

Кто ответит за качество ремонта по ОСАГО?

За любые нарушения отвечает страховая компания, выдавшая направление на ремонт. Нарушил срок выдачи направления на ремонт – заплати неустойку 1% от суммы ущерба. Станция нарушила сроки ремонта – будь добр, 0,5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки.

Хотя суммы в голове появляются космические, добровольно эти неустойки страховщики не платят, а если взыскание происходит в судебном порядке, суды неустойки «режут» в 5, 10, а то и 20 раз. На деле получаются весьма скромные суммы, но хотя бы что-то.

Наше мнение, если законодатель громко заявил о неустойке в 1%, взыскивать и нужно 1% за каждый день просрочки. Если неустойки резать, страховщики начинают «расслабляться», а доверие к законодательной и судебной власти падает.

Качество ремонта отдельная тема.

Формально, отвечает страховая компания, но сможете ли вы доказать, что ремонт некачественный. Для этого нужно сопоставить результаты фактического ремонта с нормативным, установленным государством. Но их нет. Нормативных требований к ремонту в России не существует. Можно покрасить автомобиль в тот же цвет, но на несколько тонов темнее, и это будет нормально.

Лично для меня еще больший страх вызывает необходимость передать автомобиль абсолютно незнакомым лицам на 1,5 месяца. Что будут делать при этом с автомобилем я проконтролировать не могу.

Последний случай из практике мне особенно запомнился. Сергей был счастливым обладателем новенькой иномарки – джипа. Автомобиль был застрахован по КАСКО в крупной страховой компании, но случилось несчастье. Попал в серьезное ДТП.

Автомобиль направили на ремонт к дилеру… и полгода молчания. Ремонт не начинают, говорят, что страховая компания признала гибель транспортного средства. А сами начинают потихоньку «раздевать» автомобиль. Еще через полгода выясняется, что гибель автомобиля не наступила и нужно делать. Автомобиль начинают потихоньку собирать из подручного материала.

Через 2 года такого ремонта автомобиль вернули, но клиент заметил, что салон был не его, заменили несколько дверей на бывшие в употреблении. Подменили бывшими в употреблении детали подвески, трансмиссии и двигателя. Короче, автомобиль тал сборной солянкой бывших в употреблении частей, хотя на сервис поступил 3-месячным.

С тех пор, у меня появился страх подмены запасных частей на моем автомобиле. Наш эксперт даже ТО у официального дилера контролирует, чтобы не случилось чего. Что будут делать с вашим автомобилем на СТОА по направлению страховой компании во время «копеечного» ремонта одному Богу известно. Основания для опасения есть.

Настоятельно рекомендуем проводить детальный осмотр автомобиля с фотовидеофиксацией при приемке автомобиля из ремонта. Проверьте заводскую маркировку на крепежных элементах кузова, не было ли замен. Все замечания отражайте в акте приема-передачи. Экземпляр акта – требуйте себе. К приемке автомобиля нужно отнестись очень серьезно!

Итак, основные выводы:

  1. Ремонт на станции обязателен по полисам виновников ДТП, заключенным с 28 апреля 2017 г.

  2. Страховщик выдает направление на ремонт в течение 20 дней с даты подачи заявления, ремонт не может превышать 30 рабочих дней с даты постановки на ремонт. Разницу между ремонтом с учетом износа и без учета износа потерпевший будет доплачивать из своего кармана. Гарантийные автомобили до 2 лет должны направляться на ремонт на станцию дилера.

  3. За качество ремонта и соблюдение сроков отвечает страховщик, выдавший направление на ремонт.