Юридическая фирма "Пестерев и партнеры"

ОСАГО, оформление ДТП по европротоколу

При каких условиях возможно и как правильно оформить

В этой статье разберемся, в каких случаях возможно оформление извещения о ДТП, так называемый европротокол, без участия сотрудников ГИБДД. Как это правильно сделать и не допустить ошибок. ДТП можно оформить без участия сотрудников ГИБДД при соблюдении совокупности условий.

Вина в ДТП

Вред причинен двум транспортным средствам

Если вследствие ДТП пострадало что-то еще, вызывайте инспекторов ГИБДД. Часто, в следствие ДТП автомобиль сносит забор, ограждение. В этих случаях оформление европротокола невозможно. Если вам въехали в зад и повредили груз, право на оформление ДТП в упрощенном порядке также не возникает.

Важно отметить, что автомобилей должно быть два. Если вы застрахованы по КАСКО и наехали на препятствие, оформление извещения о ДТП невозможно. Транспортное средство одно. Как следствие, в выплате страхового возмещения по КАСКО будет отказано.

Если вы столкнулись с другим автомобилем и отлетели в стоящий без водителя третий автомобиль, оформлять извещение о ДТП вы также не имеете права. Автомобилей должно быть два.

Должно быть взаимодействие (столкновение) двух транспортных средств

Если у вас произошло «бесконтактное» ДТП, вызывайте инспекторов ГИБДД. Например, со второстепенной дороги выскочил автомобиль, а вы, уходя от столкновения и притормаживая, съехали в кювет. Контакта между автомобилями не было, но ваш автомобиль был поврежден в следствие нарушение другим водителем ПДД. Извещение о ДТП оформлять нельзя, звоните в ГИБДД.

Что понимать под столкновением, пока непонятно. Однозначной судебной практики по этому вопросу нет. Так, в одном случае суд может трактовать повреждение отделившимся элементом одного автомобиля другого автомобиля как столкновение, а в другом – нет.

Случай был с Андреем. Ехал по своей полосе, никому не мешал. Вдруг, от двигавшегося впереди грузовика отваливается задняя ось и попадает под его автомобиль. Разорвало все днище. Суд первой инстанции посчитал, что это столкновением не является. Суд второй инстанции занял противоположную позицию и выводы поменял – столкновение было.

В другом случае. Роман двигался по своей полосе, никому не мешал. Вдруг, со встречного направления от троллейбуса стали отлетать искры от контактного провода. Расплавило лобовое стекло и боковое водительское, повредило краску. На суде установили, что искры – это куски расплавленного металла, части троллейбуса, но столкновения не было. Если у вас есть малейшие сомнения по тому, было столкновение либо нет, вызывайте ГИБДД.

Гражданская ответственность обоих водителей должна быть застрахована по ОСАГО

Часто встречаются случаи, когда, оформив европротокол и придя в страховую компанию, выясняется, что срок действия вашего полиса либо полиса второго водителя истек. При составлении извещения о ДТП обязательно проверьте документы второго водителя. Уточните, действует его полис ОСАГО или нет. При малейших сомнениях позвоните в страховую компанию виновника и подтвердите действительность полиса ОСАГО.

Настоятельно рекомендуем сфотографировать полис второго участника и его водительское удостоверение. Это облегчит получение вами страхового возмещения.

Если ответственность потерпевшего вообще не застрахована, право на оформление европротокола также не возникает. В этом случае – вызывайте инспекторов ГИБДД.

Обстоятельства ДТП, характер и перечень повреждений водителями не оспариваются

Закон об ОСАГО предусматривает именно отсутствие разногласий по обстоятельствам ДТП, а не признание вины кем-либо из водителей. Так, если оба водителя дают одинаковые объяснения, но по вине не договорились, страховая компания разберется в этом вопросе самостоятельно.

Мы не рекомендуем оформлять извещение о ДТП, если второй водитель не признает свою вину и не готов написать на бланке извещения «чистосердечное признание». Вызывайте инспекторов ГИБДД. Они точно разберутся, кто прав, а кто виноват.

К нам обратился Руслан. Он оформил ДТП по европротоколу и признал свою вину. На консультации выяснилось, что он выезжал не со второстепенной дороги, а с равнозначной. К сожалению, доказать его невиновность в последствии не удалось. Внимательно отнеситесь к оформлению извещения о ДТП. При возникновении малейших сомнений оформляйте ДТП через ГИБДД.

Как правильно оформить извещение о ДТП (европротокол)?

Извещение о ДТП оформляется в двух экземплярах. Оба экземпляра имеют одинаковую лицевую сторону. Оборот заполняется каждым из водителем самостоятельно. Настоятельно рекомендуем сфотографировать извещение о ДТП второго водителя. В дальнейшем, это поможет избежать ненужных споров по вине в ДТП и размеру ущерба.

На лицевой стороне должна быть нарисована схема ДТП и галочками указаны его обстоятельства. Настоятельно рекомендуем, чтобы под схемой виновник написал собственноручно «вину в ДТП признаю, дата, ФИО, роспись».

Закон об ОСАГО предусматривает фото и видеофиксацию места ДТП и повреждений автомобилей

Необходимо сфотографировать оба автомобиля так, чтобы были видны государственные регистрационные знаки. Место ДТП необходимо привязать к какому-либо неподвижному объекту. Если ДТП произошло в городе, сфотографируйте автомобиль на фоне адресной таблички какого-либо дома.

Фотовидеофиксация должна производится не позднее часа после ДТП. Время и дата ДТП указываются в извещении о ДТП. Время съемки и ДТП должны соответствовать. Материалы фиксации должны иметь данные геолокации. Современные телефоны и смартфоны позволяют это сделать. Видеорегистраторы также имеют указанную функцию. Не забудьте включить GPS-модуль.

Фиксируется не только дорожная обстановка, но и повреждения автомобилей. Ваши фотографии должны отражать повреждения обоих автомобилей.

Каждый из водителей передает свой бланк извещения о ДТП в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней

Это очень важно. Непредставление бланка европротокола в свою страховую компанию виновником ДТП в течение 5 рабочих дней является основанием для регресса. Страховая компания может выплатить возмещение потерпевшему, а затем, потребовать деньги с виновника.

Важно не только подать извещение о ДТП, но и уложиться в 5-дневный срок. Так, Игорь подал извещение о ДТП на 7-ой рабочий день, так как прием в страховой компании осуществлялся по предварительной записи. После выплаты страхового возмещения страховщик потребовал с него возврата денег.

К сожалению, суды относятся формально к данной норме ФЗ об ОСАГО. Если вы не сможете подтвердить передачу извещения о ДТП страховой компании в установленный срок, будьте готовы раскошелиться. Настоятельно рекомендуем получить у страховой компании подтверждение факта получения ими извещения о ДТП.

Если страховщик осуществляет прием по записи либо отказывает в выдаче такого подтверждения, направьте извещение о ДТП заказным письмом с уведомлением с описью вложений. Если вы виновны в ДТП, следуйте этим простым инструкциям. Избавьте себя от ненужных расходов и споров со страховой компанией.

Для потерпевшего негативных последствий пропуска 5-дневного срока нет

 

Вместе с тем, рекомендуем не затягивать с обращением в страховую компанию. Чем больше времени пройдет с даты ДТП до даты обращения к страховщику, тем больше проверок службы безопасности вам придётся пройти.

Одновременно с подачей извещения о ДТП (европротокола) потерпевший подает заявление о выплате страхового возмещения. Европротокол подается в свою страховую компанию. Обязанность по подаче извещения о ДТП лежит на водителе, хотя заявление на выплату по ОСАГО примут только от собственника автомобиля.

Итак, оформление европротокола (извещения о ДТП), возможно при соблюдении совокупности условий: столкновение двух автомобилей, ответственность обоих застрахована, обстоятельства не вызывают разногласий. Оформляется 2 извещения о ДТП. На месте ДТП производится фотовидеофиксация. Виновник отдает бланк извещения о ДТП в свою страховую компанию в 5-дневный срок. Потерпевший подает бланк извещения о ДТП вместе с заявлением на выплату. Лимит ответственности по таким убыткам – 50 000 рублей для России, 400 000 – для Москвы, Петербурга и столичных областей.

Полис ОСАГО. Как сэкономить и где оформить

Как сэкономить на ОСАГО, где лучше застраховаться и как уберечь себя от подделки

Расскажем вам как сэкономить на покупке полиса ОСАГО и в какой страховой компании лучше застраховаться и как уберечь себя от подделки.

Вина в ДТП

Меньше водителей допущено к управлению – меньше вероятность повышения стоимости страховки

В настоящее время РСА создало единую базу «убыточности» по каждому водителю. Ездишь без ДТП, класс «бонус-малус» повышается. Совершаешь ДТП – увеличивается. Каждый год безаварийной езды дает скидку в 5%. Аварийной – получаешь +10% к стоимости полиса.

Скидка предоставляется только за полный год использования ОСАГО без ДТП. У меня был случай. Купил автомобиль. Себя вписал в страховку в автосалоне в день приобретения, а супругу только через 3 дня в офисе страховой компании – не было с собой водительского удостоверения. Каково же было мое удивление, когда после года безубыточного вождения стоимость полиса ОСАГО не уменьшилась.

Получилась комичная ситуация. Я пользовался полисом ОСАГО год и мой класс «бонус-малус» подняли, а супруге еще 3 дня нужно было ездить. Так и пришлось со скидкой проститься. Поэтому рекомендуем ограничить круг водителей действительно необходимыми. Если класс «бонус-малус» любого водителя упадет, стоимость полиса увеличится. А отследить историю убытков всех водителей затруднительно.

Проверьте свой коэффициент КБМ (класс бонус-малус)

Класс бонус-малус зависит от срока пользования ОСАГО и количества страховых случаев (ДТП). В настоящее время РСА создало единую базу персонально по каждому водителю. Вписаны в полис и ездите без ДТП, класс автоматически увеличивается. Совершили ДТП – уменьшается, а стоимость ОСАГО возрастает.

База появилась недавно, и многие водители были включены туда с начальным КБМ – 3. Для уточнения класса необходимо предоставить полис ОСАГО, выданный ранее с неучтенной скидкой, в страховую компанию, где сейчас застрахована ваша ответственность.

Настоятельно рекомендуем проверить свой КБМ по базе РСА. Каждый год безаварийного вождения повышает класс на 1, начальный класс – 3. При возникновении разногласий обратитесь в свою страховую компанию для корректировки сведений. С собой возьмите старые полисы ОСАГО. Если они утрачены, восстановите в той страховой компании, где страховались ранее.

Для жителей «глубинки» ОСАГО стоит дешевле

Территория преимущественного использования транспортного средства, а, по сути, место жительства собственника автомобиля, оказывает существенное влияние на стоимость полиса ОСАГО. Так, для жителя Ярославля будет применяться коэффициент 1,5, а для жителя Ярославской области за его пределами – 0,9.

Допустим ОСАГО стоит 7413 рублей (примерный расчет по моему Опель Астра 1,6), если собственник проживает в Ярославле. Тот же полис для жителя области будет стоить уже 4448 рублей. Разница практически в 50%! Думаю, многие задумались о переезде загород.

Каково оптимальное соотношение мощности двигателя и стоимости ОСАГО?

Если у тебя мощный спорткар, будь готов раскошелиться. Если же ты хороший середнячок и заботишься о бюджете, есть над чем подумать. Двигатель 1,6 до 120 л.с. будет достаточным для езды в городских условиях. Быстрого ускорения он, конечно, не даст, но от потока отрываться не будете.

При этом коэффициент ОСАГО будет всего лишь 1,2, то есть стоимость страховки возрастет на 20%. Двигатели до 100 л.с. не смогут дать достаточной мощности. Да и экономия в 20% стоимости ОСАГО будет несущественной. Больше потратите на «прожорливых» маломощных двигателях.

Автопроизводители учитывают «пороги» мощности при производстве двигателей. Мощные двигатели подавляют компьютером. Так, на моем бывшем Митсубиси Лансер Х 1,8 была заявлена мощность 149 л.с. (порог по ОСАГО – 150 л.с. с коэффициентом 1,6), а нынешнем Опель Астра 1,6 – 116 л.с. (порог по ОСАГО – 120 л.с., с коэффициентом 1,4). Уверен, что из них можно выжать и больше, но компьютер ограничит мощность. Рекомендуем ответственно отнестись к выбору мощности автомобиля. Зачем платить лишнее?

Где лучше застраховаться по ОСАГО?

Этот вопрос звучит довольно часто. После введения прямого возмещения ущерба непосредственно страховой компанией потерпевшего (ПВУ) этот вопрос стал актуальным.

Все страховые компании предоставляют приблизительно одинаковые условия по ОСАГО. Вместе с тем, государство установило «вилку» базового тарифа ОСАГО – от 3432 рублей до 4118 рулей. Большинство страховщиков использует максимальный тариф. На момент написания статьи только ЗАО «МАКС» принимало к расчету минимальную ставку базового тарифа. Будете страховаться - ознакомьтесь с расчётом страховой премии. Так вы поймете, от какого базового тарифа она формируется.

В случае банкротства вашей страховой компании возмещение по ОСАГО получите у страховщика виновника ДТП. При банкротстве страховой компании виновника предусмотрена компенсационная выплата РСА. Да и на выбор виновником страховой компании вы никак повлиять не можете. Поэтому, с позиции безопасности, все страховые компании хороши. Выбирайте ту, которая предложит лучшие финансовые условия и будет наиболее удобна!

Что будет, если полис ОСАГО поддельный?

Если «левым» будет полис пострадавшего, он сможет получить возмещение в страховой компании виновника ДТП. Обычно проблем с получением страхового возмещения в этом случае не возникает.

Если «левым» будет полис виновника ДТП, возможны варианты. Верховный суд разъяснил, что бланк полиса ОСАГО является бланком строгой отчетности и ответственность за него несет страховая компания. То есть по поддельному полису ОСАГО, страховая компания должна заплатить.

Вместе с тем, суды на местах эту позицию не воспринимают. Если по делу будет установлено, что полис поддельный, высока вероятность отказа во взыскании страхового возмещения. Можете обжаловать вплоть до Верховного суда, вероятность отмены такого решения меньше 1%.

Таким образом, если вы уверены в себе и ездите по-человечески, особого значения подлинность вашего полиса не имеет. Для более дальновидных людей рекомендуем серьезно отнестись к покупке полиса ОСАГО.

Как уберечь себя от поддельного полиса ОСАГО?

Ответ прост. Оформлять ОСАГО непосредственно в офисе страховой компании. Отказаться от услуг «серых» страховых агентов и «ларьков» у ГИБДД. Тем более, что сейчас полис ОСАГО можно оформить через интернет.

После покупки полиса проверьте его по базе РСА. Там должно содержаться название страховщика и указание на то, что полис выдан страхователю. Сведения о страховщике должны соответствовать названию страховой компании в полисе.

При оформлении полиса через интернет делайте заказ только с официальных сайтов страховых компаний. Переходить по ссылкам со сторонних ресурсов настоятельно не рекомендуем. Воспользуйтесь услугами ТОП-10 страховых компаний. Они достаточно хорошо защитили свои интернет-сервисы.

Таким образом, есть несколько способов сэкономить на ОСАГО. Проверьте, действительно ли вам нужно столько допущенных к управлению водителей. Уточните свой класс бонус-малус. Возможно вы имеете право на скидку. Оформите автомобиль на жителя «глубинки», бабушку или дедушку. Не гонитесь за мощностью, берите автомобиль сообразно вашему образу жизни. Не экономьте на полисе ОСАГО. Дорога – непредсказуемое место. И вы можете допустить ошибку. Поддельный полис ОСАГО не даст вам ничего, кроме лишних проблем с правоохранительными органами. Отнеситесь к покупке полиса ответственно.

Ремонт по ОСАГО

С какого числа обязателен, как происходит, и кто отвечает за качество?

Рассмотрим 3 популярных вопроса о ремонте по ОСАГО. Первый, с какого числа вступают в силу поправки в закон, предусматривающие безальтернативный ремонт. Второй, каким образом будет производится этот ремонт. И третий, кто будет отвечать за его качество.

Ремонт по ОСАГО

Безальтернативный ремонт распространяется на полисы ОСАГО, выданные с 28 апреля 2017 г.

При этом, имеет значение именно дата выдачи полиса ОСАГО, а не период его действия. Так если полис был выдан 27 апреля 2017 г., а период страхования установлен с 29 апреля 2017 г., потерпевший имеет право требовать денежную компенсацию. Причем, имеет значение дата выдачи полиса виновного в ДТП лица, дата выдачи полиса потерпевшего значения не имеет. Это положение нашло отражение в последнем обзоре верховного суда.

Так, если ваш полис выдан 27 апреля 2017 г., а полис виновного в ДТП лица – 29-го, претендовать на денежную выплату вы уже не можете. Только ремонт на СТОА. Правового значения дата ДТП не имеет, определение возможности получения денежной выплаты по ОСАГО происходит исключительно по дате выдачи полиса ОСАГО виновному в ДТП лицу.

Каким же образом будет происходить ремонт по направлению страховой компании?

Заявление по ОСАГО подается так же, как и раньше. Эксперт страховой компании должен осмотреть автомобиль в течение 5 рабочих дней с даты заявления. Направление на ремонт выдается в течение 20 календарных дней. Максимальный срок ремонта не может превышать 30 рабочих дней с даты передачи автомобиля на станцию.

Право выбора станции для ремонта принадлежит потерпевшему, но выбор ограничен теми станциями, с которыми у страховой компании есть договорные отношения. Теоретически, вас могут направить в единственный гараж, с которым страховщик имеет договорные отношения.

Ремонт гарантийных автомобилей со сроком эксплуатации менее 2 лет осуществляется исключительно на дилере. Если страховщик не имеет договорных отношений с вашим дилером, производится выплата денежных средств по единой методике. Этих денег не хватит, чтобы отремонтировать автомобиль не только на дилере, но и в обычном сервисе. Страховщик вообще может не иметь договоров с дилерами и минимизировать свои расходы выплатами по единой методике.

При этом, закон об ОСАГО четко устанавливает, что страховщик оплачивает работу станции, без разницы: дилерской либо недилерской, по единой методике. Но станут ли дилеры ремонтировать автомобили за такие деньги и насколько качественным будет при этом ремонт, никто не знает.

Будьте готовы потратиться.

В направлении на ремонт будет указываться сумма доплаты за запасные части, которую вы внесете из своего кармана. Закон об ОСАГО предписывает менять поврежденные запасные части на новые, но при этом выплата производится сервису с учетом износа. Если в ДТП попал старенький автомобиль (более 5 лет) будьте готовы заплатить 50% стоимости запасных частей из своего кармана.

Сразу возникает вопрос, если я произвожу доплату за ремонт из своего кармана, могу ли я эти деньги взыскать с виновника ДТП? Пока судебная практика складывается не в пользу потерпевших. Это сделать нельзя. Хотя 10 марта 2017 г. подобное взыскание узаконил Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции его указание соблюдать не торопятся. Пока никаких указаний на этот счет от Верховного суда не поступало.

Самое страшное, что в России нет ГОСТов по ремонтным работам в отношении транспортных средств. Вам могут окрасить автомобиль не в тон, просчитаться с зазорами между запасными частями и нельзя будет доказать не соответствие качества ремонта установленным нормам. Этих норм попросту нет. Предполагаю, что страховые компании смогут продавить судебную практику, исключающую возможность удовлетворения исков о некачественном ремонте по ОСАГО, но время покажет.

Кто ответит за качество ремонта по ОСАГО?

За любые нарушения отвечает страховая компания, выдавшая направление на ремонт. Нарушил срок выдачи направления на ремонт – заплати неустойку 1% от суммы ущерба. Станция нарушила сроки ремонта – будь добр, 0,5% от стоимости ремонта за каждый день просрочки.

Хотя суммы в голове появляются космические, добровольно эти неустойки страховщики не платят, а если взыскание происходит в судебном порядке, суды неустойки «режут» в 5, 10, а то и 20 раз. На деле получаются весьма скромные суммы, но хотя бы что-то.

Наше мнение, если законодатель громко заявил о неустойке в 1%, взыскивать и нужно 1% за каждый день просрочки. Если неустойки резать, страховщики начинают «расслабляться», а доверие к законодательной и судебной власти падает.

Качество ремонта отдельная тема.

Формально, отвечает страховая компания, но сможете ли вы доказать, что ремонт некачественный. Для этого нужно сопоставить результаты фактического ремонта с нормативным, установленным государством. Но их нет. Нормативных требований к ремонту в России не существует. Можно покрасить автомобиль в тот же цвет, но на несколько тонов темнее, и это будет нормально.

Лично для меня еще больший страх вызывает необходимость передать автомобиль абсолютно незнакомым лицам на 1,5 месяца. Что будут делать при этом с автомобилем я проконтролировать не могу.

Последний случай из практике мне особенно запомнился. Сергей был счастливым обладателем новенькой иномарки – джипа. Автомобиль был застрахован по КАСКО в крупной страховой компании, но случилось несчастье. Попал в серьезное ДТП.

Автомобиль направили на ремонт к дилеру… и полгода молчания. Ремонт не начинают, говорят, что страховая компания признала гибель транспортного средства. А сами начинают потихоньку «раздевать» автомобиль. Еще через полгода выясняется, что гибель автомобиля не наступила и нужно делать. Автомобиль начинают потихоньку собирать из подручного материала.

Через 2 года такого ремонта автомобиль вернули, но клиент заметил, что салон был не его, заменили несколько дверей на бывшие в употреблении. Подменили бывшими в употреблении детали подвески, трансмиссии и двигателя. Короче, автомобиль тал сборной солянкой бывших в употреблении частей, хотя на сервис поступил 3-месячным.

С тех пор, у меня появился страх подмены запасных частей на моем автомобиле. Наш эксперт даже ТО у официального дилера контролирует, чтобы не случилось чего. Что будут делать с вашим автомобилем на СТОА по направлению страховой компании во время «копеечного» ремонта одному Богу известно. Основания для опасения есть.

Настоятельно рекомендуем проводить детальный осмотр автомобиля с фотовидеофиксацией при приемке автомобиля из ремонта. Проверьте заводскую маркировку на крепежных элементах кузова, не было ли замен. Все замечания отражайте в акте приема-передачи. Экземпляр акта – требуйте себе. К приемке автомобиля нужно отнестись очень серьезно!

Итак, основные выводы:

  1. Ремонт на станции обязателен по полисам виновников ДТП, заключенным с 28 апреля 2017 г.

  2. Страховщик выдает направление на ремонт в течение 20 дней с даты подачи заявления, ремонт не может превышать 30 рабочих дней с даты постановки на ремонт. Разницу между ремонтом с учетом износа и без учета износа потерпевший будет доплачивать из своего кармана. Гарантийные автомобили до 2 лет должны направляться на ремонт на станцию дилера.

  3. За качество ремонта и соблюдение сроков отвечает страховщик, выдавший направление на ремонт.

Верховный суд поставил точку в вопросах возмещения ущерба по поддельным полисам ОСАГО

Верховный суд поставил точку в вопросах возмещения ущерба по поддельным полисам ОСАГО

Верховный суд признал за потерпевшим в ДТП право на получение страхового возмещения по полису ОСАГО, который был выдан отличному от причинителя вреда лицу в другом регионе (по "поддельному" полису). Суд посчитал, если бланк полиса настоящий, изготовлен на Гознаке, даже если на нем стоит печать отличная от печати страховщика и страховщик его не выдавал, страховой компании нужно платить. Единственное исключение - страховая компания до страхового случая подала в полицию заявление по факту хищения полиса.

Новый бланк полиса ОСАГО. Как уберечь себя от подделки

Новый бланк полиса ОСАГО. Как уберечь себя от подделки

Значительное повышение тарифов на автогражданскую ответственность привело к стремительному росту липовых компаний, которые стали предлагать поддельные полиса по низкой стоимости. С каждым годом индустрия фальшивых полисов ОСАГО набирает все большие обороты. Многие хотят сэкономить на страховании своего транспортного средства, особенно те, кто приобретает дешевые авто.

Где сегодня можно нарваться на фальшивку?

Поддельные страховки могут предлагать различные агенты и страховые брокеры, которые работают прямо на улице. Помимо этого, появляется все больше интернет-ресурсов, где мошенники предлагают приобрести нужный полис по низкой стоимости. Это и группы в социальных сетях, и сервисы бесплатных объявлений.

Как проверить благонадежность страхового агента?

Прежде чем оплачивать страховую премию и подписывать соответствующий документ, необходимо удостовериться в надежности представителя страховой. Это позволит избежать взаимодействия с мошенниками и иными лицами, которые хотят заработать на «автогражданке».

Обратить внимание следует на следующие моменты:

  • Возможность личной встречи с агентом. Обычно со специалистом договариваются по телефону, где обсуждают стоимость полиса и иные условия. Лучше всего с агентом назначить личную встречу. Если же они могут предоставить «сертификат» только через курьера, то это должно насторожить и привести к отказу сотрудничества.
  • Наличие доверенности со страховой. Представитель страховщика должен при себе иметь соответствующий документ, подтверждающий, что он является представителем страховой компании. Прежде всего нужно будет обратить внимание на его полномочия и срок действия документа. Если доверенность просрочена, то агент не имеет право осуществлять сделку на законных основаниях.
  • Проверка коэффициента бонус-малус (КБМ). Законный страховой агент при установлении окончательной стоимости должен идентифицировать КБМ автовладельца по специальной базе РСА. Желательно заранее просчитать свой КБМ перед разговором с страховщиком.
  • Дополнительные важные детали. Должно насторожить, если страховщик не спросил предыдущий номер полиса, не подготовил заявление на страхование и не сделал копию ПТС, водительских прав и свидетельства о регистрации авто. Следует так же обратить внимание на сам полис ОСАГО, так как с 1 июля 2016 года произошли серьезные изменения. Был выпущен полис нового образца с целью борьбы с мошенниками, предоставляющими фальшивые страховки.

Отличительные особенности подлинного бланка полиса ОСАГО 2016:

  • Внешний фон. Документ нового образца теперь имеет розовый цвет, вместо привычного зеленого. Помимо этого, сам фон бланка стал более сложным, появились различные графические фигуры и цветовая растяжка, изменился шрифт.
  • Юридически значимые атрибуты. Оригинальный документ страховки должен иметь печать и штамп страховой компании. При этом регион вашей регистрации должен совпадать с регионом, который запечатлен на печати и штампе.
  • Наличие QR-кода (двухмерного штрих-кода). Новые бланки ОСАГО 2016 года оснащены специальным QR-кодом. Благодаря ему сотрудники смогут мгновенно получать данные об автомобиле, автовладельце и о страховой компании.
  • Квитанция об оплате страховки. Это важная составляющая процедуры оформления «автогражданки». Она подтверждает, во-первых, факт оплаты и, во-вторых, считается номерным бланком строгой отчетности.

Владельца транспортного средства так же должна насторожить стоимость бланка ОСАГО. Если, например, официальная «автогражданка» стоит 10-12 тысяч, а вам предлагают за 2-3 тысячи, то стоит призадуматься. Хочется приобрести его дешевле, но в действительности можно легко стать жертвой обмана.

Какую опасность представляют поддельные полиса?

  • Административная ответственность. Использование поддельного полиса может к административному штрафу, а в худшем к административной ответственности - аресту сроком до 6 месяцев.
  • Отсутствие материального возмещения. По фальшивым полисам страховая выплата не предусмотрена, то есть в случае дорожного происшествия автомобиль потерпевшего придется восстанавливать за свой счет. При этом, если будут пострадавшие, то придется оплачивать им так же лечение по вреду здоровью, полученному в результате ДТП.

Важно отметить, что сотрудник ГИБДД не уполномочен определять подлинность бланка ОСАГО, поскольку факт подделки может установить только страховая компания или специальный эксперт, и только в письменном виде. Инспектор проверяет лишь правильность заполненных данных и сверяет эти данные с данными в СТС и ВУ. Если возникли сомнения в подлинности бланка полиса ОСАГО, то может (но не обязан) проверить по 10-ти значному номеру действительность и принадлежность полиса ОСАГО по базе РСА определенному VIN-у и/или госномеру. В случае подтверждения недействительности или несовпадения данных инспектор может выписать административный штраф.

Как быть, если полис ОСАГО поддельный?

  • Приобрести новый полис в страховой. Если вы не хотите выплачивать материальное возмещение пострадавшей стороне из собственного кармана, тогда незамедлительно обратитесь в страховую для получения подлинного документа.
  • Обратиться в правоохранительные органы. В случае, когда у вас есть сомнения в подлинности «сертификата», обратитесь в полицию, чтобы она смогла начать расследование и предотвратить тотальное распространение фальшивой «автогражданки».

Если полученный полис не вселяет вам доверия, тогда проверьте его на официальном ресурсе Российского союза автостраховщиков.

Если у Вас возникли вопросы по обнаружению у себя фальшивого полиса ОСАГО, а также правомерности действий страховых компаний или сотрудников полиции, Вы можете обратиться за консультацией к автоюристу удобным для Вас способом: в офисе по адресу ул. Некрасова, д. 1/2, оф. 5, г. Ярославль, то телефону 8 (800) 550-10-31, сообщением с сайта или на электронную почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.. Клиентов юридической компании "Пестерев и партнеры" (ЮРАВТО) консультирование производится бесплатно.